[Журнал «Меркурий», №1 2017] Анатолий Cавенок: «Нам покоряются стальные вершины»
Что объединяет московский храм Христа Спасителя, олимпийские объекты в Лондоне и Сочи, волнорезы Панамского канала, Национальная библиотека в Минске, международный деловой центр «Москва-Сити», национальный стадион в Варшаве? При строительстве и реконструкциях этих объектов, как и множества других по всему миру, использовался металл, произведенный ОАО «Белорусский металлургический завод — управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания». Это небольшое по мировым меркам предприятие, расположенное в городе Жлобине, за свою 30-летнюю историю стало национальным достоянием государства, одним из флагманов отечественной промышленности, крупным экспортером, известным на пяти континентаху. О том, как покоряются стальные вершины, и какие преграды преодолевают жлобинские металлурги, в интервью изданию рассказал генеральный директор ОАО «БМЗ — управляющая компания холдинга «БМК» Анатолий Николаевич САВЕНОК.
— Анатолий Николаевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о том, что собой представляет возглавляемое Вами предприятие.
— БМЗ — это уникальное предприятие металлургической отрасли Беларуси, относящееся к разряду современных минизаводов европейского уровня. Завод структурно состоит из четырех, связанных одной технологической цепочкой производств (сталеплавильное, прокатное, трубное и метизное), цехов инфраструктуры и подразделений управления жизнедеятельностью предприятия. Благодаря труду персонала, работающего в них, БМЗ выпускает богатый ассортимент металлопродукции, имеющей широкое применение (горячекатаный круглый прокат в прутках и бунтах, катанка специального назначения, бесшовные горячекатаные трубы и др.).
— Предприятие не единожды становилось победителем конкурса «Экспортер года» в номинации «Металлургия». Расскажите, в каких странах продукция завода наиболее востребована?
— За всю историю продаж, продукция БМЗ поставлялась на 5 континентов: Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Австралию. Общая география нашего экспорта насчитывает 117 стран мира. Что касается непосредственно 2016 года, то за 12 месяцев продукция БМЗ экспортировалась в 52 страны мира. Доля экспорта (в общем объеме производства) за указанный период составила 85 процентов. Основными регионами экспорта являются Европа и Российская Федерация. На эти регионы приходится более 70% от всей экспортируемой металлопродукции. В то же время в долгосрочном периоде в своей маркетинговой политике мы стремимся реализовать формулу «30/30/30» с приблизительно равными долями рынков СНГ, Европы и стран дальнего зарубежья в нашем портфеле зарубежных контрактов.
— Скажите, благодаря чему предприятие смогло занять такие позиции на мировом рынке стали и сегодня имеет возможность оперативного реагировать на происходящие на нем изменения?
— Есть несколько ключевых факторов, оказывающих влияние на данный вопрос. Первое это качество продукции. Ему на БМЗ всегда уделяется пристальное внимание, благодаря чему, в настоящее внимание завод имеет в наличии более 50 сертификатов соответствия национальным и отраслевым стандартам. Именно высокое качество позволило нашей продукции в прошедшем году получить звание «Лучший строительный продукт», а предприятию стать Лауреатом Премии Правительства за достижения в данной области. Второе — наличие собственной разветвленной товаропроводящей сети, которая представлена 15 предприятиями в различных странах. За каждым из них закреплена своя территория продаж, как правило, они работают с конечными клиентами, а БМЗ по заказу этих предприятий отгружает продукцию по месту назначения. Через ТПС реализуется около 65% всей производимой на заводе металлопродукции. И третий важный, на мой взгляд, фактор — умение идти в ногу с потребителями, оперативно совершенствуя выпускаемую продукцию согласно их требованиям, а также выводя на рынок новые товары. Для этого необходимо постоянно совершенствовать используемые технологии и модернизировать оборудование, что, собственно, БМЗ и непрерывно делает с момента своего пуска. Так, буквально недавно мы завершили одну из самых масштабных в своей истории программ модернизации, которая затронула фактически все производственные переделы и подразумевала как реконструкцию имеющихся объектов, так и строительство новых.
— Говоря о новых объектах на БМЗ, Вы, наверное, в первую очередь подразумеваете новый мелкосортнопроволочный стан, который в 2015-м торжественно был введен в эксплуатацию с личным участием Главы государства. С того момента прошло уже полтора года: оправдывает ли этот масштабный проект возложенные на него надежды?
— Бесспорно, и главным нашим достижением здесь является выход сортопрокатного цеха № 2 (СПЦ-2) в ноябре 2016-го на проектную мощность. Говоря о результатах его работы, нужно отметить, что за прошлый год реализовано выпущенной здесь более 380 тыс. тонн катанки, проката в прутках и бунтах на сумму более $127 млн. Продукция цеха отгружалась в 27 стран, причем доля экспорта за текущий год составит около 83 процентов. Отгружено потребителям более 50 марок стали. Мы многое сделали в части сбыта продукции СПЦ-2, но впереди амбициозные планы по расширению поставок на конвейера мировых автогигантов, производителей подшипников и других высокотехнологичных производств.
— Ранее Вы говорили об умении идти в ногу с потребителями, а также необходимости завоевывать новые ниши на рынке металлопродукции. Могли бы Вы подкрепить данные слова конкретными примерами работы БМЗ.
— Первую часть вопроса отлично иллюстрирует наше метизное производство, работающее уже на протяжении многих лет с ведущими мировыми производителями шин. В настоящее время на основании накопленных знаний и опыта, специалисты БМЗ могут предлагать шинным компаниям направления для дальнейшего развития армирующих материалов шин с целью оптимизации их эксплуатационных характеристик. Специалисты нашего предприятия проводят работы по освоению новых конструкций металлокорда для производства крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин для ОАО «БЕЛШИНА». Отдельно стоит отметить освоение новых свервысокопрочных и ультрапрочных конструкции металлокорда для таких компаний, как GOODYEAR, NOKIAN, CONTINENTAL, MICHELIN и др. Большая работа ведется по освоению технологии производства бортовой проволоки с высокооловянистым бронзовым покрытием, которая используется, например, компанией YOKOHAMA.
Что касается завоевания новых ниш, то здесь в качестве примера можно привести работу по попаданию в число поставщиков для производителей подшипников. Освоение данных новых видов продукции было начато вместе со строительством мелкосортно-проволочного стана. Сегодня очевидно, что это было своевременное, а главное — верное решение. В будущем работа по данному направлению, как и по достижению других, поставленных перед коллективом целей, будет продолжена.