10 крупнейших иностранных компаний с наибольшим ростом продаж в России
Пока часть западных корпораций ушла с российского рынка, другие игроки как с Запада, так и с Востока продолжают активно на нем работать. Некоторые компании увеличили свою выручку в 2022 году на десятки процентов, а кто-то даже в разы
На основе анализа финансовых и налоговых отчетностей Forbes отобрал 10 крупнейших «дочек» иностранных компаний с наибольшим ростом продаж в 2022 году. Чтобы избежать присутствия в таком списке большого количества компаний, начавших активно наращивать бизнес с нуля в 2022-м, в качестве необходимого условия мы установили размер выручки от 30 млрд рублей.
1. «Беко», «Ай Эйч Пи Апплаенсес Сейлс» / Arcelik
Рост продаж в 2022 году: в 2,6 раза
Выручка в 2022 году: 48,2 млрд рублей
Турецкий производитель бытовой техники и электроники (бренды Beko, Grundig, Blomberg и др.) наращивал бизнес двумя способами. Во-первых, увеличил продажи через свою российскую «дочку» «Беко» — с 18,7 млрд рублей до 30,2 млрд рублей. Во-вторых, выкупил российский бизнес американской корпорации Whirlpool (бренды Hotpoint и Indesit), включая производство в Липецке по выпуску холодильников и стиральных машин, за €220 млн.
2. «Чери Автомобили Рус» / Chery Automobile
Рост продаж в 2022 году: в 2,4 раза
Выручка в 2022 году: 147,5 млрд рублей
Благодаря уходу западных марок с российского рынка китайский государственный производитель увеличил продажи легковых автомобилей на 31%, до 53 700. Из-за роста средней цены на автомобили «Чери Автомобили Рус» нарастил выручку в 2,4 раза и заработал рекордную прибыль 29,8 млрд рублей. Для сравнения: годом ранее, в 2021-м, прибыль российской «дочки» Chery Automobile была менее 2 млрд рублей.
3. «Горенье БТ» / Hisense Group
Рост продаж в 2022 году: в два раза
Выручка в 2022 году: 33 млрд рублей
Уход американской корпорации Whirlpool и приостановка продаж южнокорейскими производителями Samsung и LG способствовали росту продаж китайского холдинга Hisense Group. На российском рынке он представлен тремя брендами — материнским Hisense (бытовая техника и электроника), словенским Gorenje (бытовая техника) и шведским ASKO (бытовая техника).
4. «Джили-Моторс» / Geely
Рост продаж в 2022 году: 82%
Выручка в 2022 году: 66,6 млрд рублей
За 2022 год российская «дочка» Geely заработала прибыль 16,7 млрд рублей, в 2021 году у нее был убыток 335 млн рублей. По итогам текущего года финансовые показатели компании станут еще больше. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первое полугодие 2023-го Geely продала 25 900 автомобилей — в три раза больше, чем годом ранее.
5. «Хайер Электрикал Эпплаенсис Рус» / Haier
Рост продаж в 2022 году: 67%
Выручка в 2022 году: 62,8 млрд рублей
Еще один китайский производитель бытовой техники и электроники. Продукция Haier впервые появилась в России в 2007 году, но только в 2018-м был открыт первый фирменный магазин в Москве. В 2019 году Haier открыла индустриальный парк в Набережных Челнах в Татарстане. Первым объектом парка стал завод по производству стиральных машин мощностью 500 000 единиц в год.
6. «РМ Коммьюникейшн», «ДС Коммьюникейшн», «Виво Рус», «Ви Технолоджи Рус» / BBK Electronics
Рост продаж в 2022 году: 60%
Выручка в 2022 году: 68,2 млрд рублей
BBK Electonics — китайский конгломерат, объединяющий производителей бытовой техники и электроники. Компании, входящие в него, работают самостоятельно и зачастую конкурируют между собой. Например, на рынке смартфонов BBK Electronics представляют сразу несколько производителей и брендов — Realme, Oppo и OnePlus, Vivo. По данным аналитического центра GS Group, импорт смартфонов Realme — основного бренда BBK Electronics — вырос в 2022 году на 78%, до 4,3 млн штук.
7. «Торговый дом БМЗ», «Торговый дом БМЗ» (СПб) / Белорусский металлургический завод
Рост продаж в 2022 году: 47%
Выручка в 2022 году: 44 млрд рублей
Белорусский металлургический завод производит металлокорд, используемый в шинном производстве, проволоку, бесшовные трубы, арматурный прокат и другие виды продукции. Основным сырьем для предприятия является металлолом. 100% акций компании находятся в собственности Республики Беларусь.
8. «МАЗ-Рус» / МАЗ
Рост продаж в 2022 году: 43%
Выручка в 2022 году: 33,7 млрд рублей
Компания «МАЗ-Рус» — дочерняя структура Минского автомобильного завода (МАЗ). «МАЗ-Рус» осуществляет импорт всей продукции МАЗ, включая грузовую, пассажирскую и специальную технику, а также запасных частей, на территорию России. Также компания управляет дилерской сетью.
9. «Хавейл Мотор Рус» / Great Wall Motor
Рост продаж в 2022 году: 41%
Выручка в 2022 году: 82,8 млрд рублей
Единственный китайский автомобильный холдинг с собственным заводом на территории России — в 2019 году производство автомобилей Haval открылось в Тульской области. В 2022 году было продано 35 300 автомобилей марок Haval и Great Wall, а суммарная прибыль «Хавейл Мотор Рус» (дистрибьютор) и «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» (завод) превысила 28 млрд рублей. В 2023 году бизнес Great Wall Motor продолжил увеличиваться: за восемь месяцев продано 69 700 автомобилей Haval, Tank и Great Wall.
10. «Сингента» / Syngenta
Рост продаж в 2022 году: 37%
Выручка в 2022 году: 53,4 млрд рублей
Швейцарский производитель средств защиты растений и агрохимикатов, а также семян полевых и овощных культур. В 2017 году 82% акций компании купил китайский государственный химический концерн ChemChina за $43 млрд.